Зачем православным знать Священное Писание?

Этим вопросом часто задаются многие православные, формулируя свое отношение к вере тем, что «в храм ходят, не убивают, не крадут» и на этом как будто достаточно. Но вся эта масса псевдо православных при встрече с представителями какого-либо протестантского движения автоматически получает ярлык «проигравших» и не находит ничего ответить, кроме как: «мы православные и так всегда было в России».

К сожалению, сегодня наша Церковь и все общество сталкивается с серьезнейшей проблемой – распространением формальной веры. Сильнейшая духовная пассивность сводит веру до уровня одной лишь жизни по нравственным законам, и многих это устраивает. Это состояние вызывает тревогу и опасения на фоне особенно сильно распространяющихся протестантских движений. Если в царской России чуть ли не в каждой крестьянской семье (там, где работа от зари до зари, и совершенно иные условия жизни, чем сегодня) был обязательно человек, который в день прочитывал по целому Евангелисту, то много ли таких ревнителей можно найти в современной России? От некоторых и услышишь только: «А зачем нам дословно знать Библию, мы заповеди исполняем и хватит». В этих словах явно видно влияние гедонизма, общества потребления. Но нужно понимать: Церковь Христова это не сфера услуг, где ты выполняешь удобный тебе перечень правил, а за это получаешь вечное посмертное воздаяние. Без постоянной работы по всем фронтам не достичь успеха. А битва на фронте не прекращается ни на минуту, ибо даже Сам Господь указал на это: Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22:31). Что значит этот образ? Господь указывает, что сатана просил разрешения у Бога преследовать апостолов (а затем и их учеников) разными испытаниями, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны Христос в этом случае уподобляет действию земледельца, который просеивает пшеницу через решето, чтобы отделить ее от плевел. Конечно, некоторые могут сказать, что это к нашему времени не относится, Господь сказал эти слова применительно к самим апостолам, но если взглянуть на всю историю Церкви, на многочисленные ереси, расколы и многое другое, то можно увидеть, сколько происходило событий, которые могли разделить и сокрушить Церковь. Но этого не случилось.

В связи с этим давайте вместе задумаемся, нужно ли вообще и как стоит изучать Священное Писание. В первую очередь нужно понять: Кто является автором Писания и как относиться к Библии? Святая Церковь на протяжении двух десятков столетий учит, что Священное Писание является боговдохновенной книгой, а значит оно написано во внушению Божественной благодати Святого Духа избранными Им людьми. В первую очередь нужно понимать, что Библия – это результат совместного труда людей и Бога. При этом человек не выступает как пассивный инструмент, а становится вдохновленным Святым Духом и передает внушенные Им слова, оставаясь при этом со всеми своими индивидуальными чертами (особенности слога, порядок построения слов в предложении, владение в высшей или низшей степени языком). Поэтому уже исходя из этого, нужно относиться к Священному Писанию как к книге, совершенно выделяющейся из обычной литературы. Вот поэтому и недопустимо использование Библии в различных бытовых целях, подкладывать ее под тумбочки и тд. В авторском аспекте текст Библии является одновременно и Божественным и человеческим. За православной литургией чтение Евангелия начинается упоминанием об авторе-человеке («от Матфея святого Евангелия чтение», наприм.), а завершается благодарением автора-Бога («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе») Вот почему библейские книги называются священными. Вот почему они прочитываются иначе, чем человеческие книги.

Учение о Боговдохновенности подробно раскрывают уже апостолы Петр и Павел. Апостол Петр говорит: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Важно заметить, что Церковь никогда не имела своего в полном смысле этого слова учения. Ее учение – это учение Бога, которое Он дал людям в Священном Писании. Все, что произносится Церковью – восходит к Богу, потому и так решительно всегда отсекаются разные свободомыслящие люди, мнящие себя членами Церкви. Отхождение даже на немного от учения Церкви является автоматическим отделением человека от Ее полноты, а поэтому ничего не остается, как только констатировать то, что человек вступил на другой путь. Не на тот, по которому идет Церковь. Именно так и получилось в случае с великим писателем Львом Толстым. Создание им собственной интерпретации Евангелия, переосмысления церковного учения о Троице и Богородице отделили его от Церкви и Христа, а потому Святейшему Синоду в 1901 году только и оставалось объявить, что «…граф Толстой…сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною».

Далее апостол Павел призывает верующих пользоваться священным текстом и осуществлять именно по нему руководство своей жизнью, говоря: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16). В силу того, что Библия – слово Божие, обращенное одновременно ко всему человечеству в общем, и к каждому человеку отдельно, книга Божественная, то к ее чтению должна предшествовать молитва — концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы “остыть” от горячки повседневной жизни, освободиться из плена эмоций, страстей, переживаний. «Чтение твое да будет в не возмущаемой ничем тишине», — наставляет преподобный Исаак Сирин. Древние монахи читали Писание понемногу, вслух, стараясь максимальным образом сосредоточиться на смысле библейского текста. В египетских монастырях IV века монахи заучивали библейские тексты наизусть, постоянно повторяя их про себя в течение всего дня. А великий русский святой XIX века преподобный Серафим Саровский говорил, что ум христианина должен «плавать» в словах Писания.

В зависимости от уровня знаний, образования, жизненного опыта у человека складывается свое восприятие и понимание библейского текста. В этом сокрыта некоторая опасность. С одной стороны, индивидуальная работа со Словом Божиим возгревает в нас религиозное чувство, укрепляет нашу веру. Но  с другой стороны —  мы не застрахованы от ошибок, когда, читая Библию, способны по незнанию, отсутствию опыта и соответствующего образования прийти к неправильным выводам.

В связи с этим возникает вопрос: а существует ли безошибочный критерий для правильного понимания Священного Писания? Святая Церковь учит, что поскольку Библия книга есть книга народа Божия – Церкви, то критерием ее понимания является именно общецерковное мнение, сверяясь с которым можно избежать ошибок. Это очень важно понимать, поскольку часто представители различных протестантских движений, активно наступая на православных, подвергают сомнению необходимость при чтении Библии пользоваться толкованиями на текст святых отцов Церкви.

Люди находятся на разном расстоянии от Бога. Один стоит ближе, другой – дальше. Но известно: в Церкви как общине веры живет и действует тот же Божественный Дух, Который внушал древним библейским авторам Богодухновенные тексты. И потому имея в себе этот Дух, только Церквь способна безошибочно постигать Слово Божие. Это всесовершенное толкование Священного Писания содержится, конечно, не в индивидуальных высказываниях тех или иных церковных деятелей, пусть даже самых просвещенных и авторитетных. Безошибочное понимание Слова Божия хранится в церковном учении, которое формируется на основании Священного Писания, принадлежит Церкви и передается в лоне ее из поколения в поколение. Таким образом, Церковное вероучение, основанное на Слове Божием, есть по своей сути обширный комментарий к Слову, внушенный силою Святого Духа. Такие комментарии составляли знаменитые и известные сирийские, византийские и русские святые: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Богослов, Феофилакт Болгарский, Игнатий (Брянчанинов), (в 1860-е годы бывший епископом Кавказким, в подчинение которого входила и Кубань), Василий (Кривошеин). Протестанты считают, что у каждого из лиц, кого Православная Церковь признает святыми, свое субъективное видение слова Божиего преобладает над его смыслом, а потому нет необходимости при чтении «письма» (т.е. Библии) Бога к человеку пользоваться чьим-то осмыслением этого. Но на самом деле именно эти люди за свою праведную жизнь, жизнь с Богом, получали от Него большую возможность понимания, опыт которого они с радостью передавали своим потомкам и оставляли для грядущих поколений в виде записанных толкований.

Вслушиваясь в вечные слова Божественного Откровения, мы расстаемся на время с миром и погружаемся в себя. Ибо Слово Божие, по свидетельству апостола Павла, действием своим подобно «мечу духовному» (Еф. 6. 17), способному рассечь человеческое естество, отделить правду от неправды, свет от тьмы. Слово Божие обладает колоссальной силой духовного воздействия на человека. И очень важно, чтобы, внимая этому Слову, мы впитывали истину, которую Дух Святой передал древним авторам Библии и которую доныне преподает Церкви Христовой, общине веры. И во время Великого Поста также важно наравне с телесным воздержанием усваивали себе открытые Богом Церкви истины жизни, читая каждый день Священное Писание, чтобы открыть для себя путь не только физической, но и духовной работы.

Никита КИЯШКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *