Пасха — начало совершенно новой жизни

Воскресение Христово, Пасха – главнейший праздник всего Православного мира. Особенно многолюдны в эту ночь храмы России и не удивительно: следуя принятой традиции, многие отправляются в храмы освящать куличи и яйца – традиционные символы праздника. В храмах и около них царит суета и ощущение чего-то необычного. А необычное в том, что именно в эту ночь мы напрямую лицом к лицу встречаемся с Главой Православной Церкви Иисусом Христом, подарившем человечеству самый бесценный дар – восстановление связи с Творцом и вечную жизнь после гроба.

Воскресение Христово – главный праздник, центральное событие богослужебного года Православной Церкви. Если это не прочувствовать, то можно остаться в стороне от величайшего события. Что же самое главное в торжестве христиан? Возвещение покаяния, свободы от греха всем народам! Господь после Пасхи сказал: «Идите, возвестите и проповедуйте покаяние и прощение грехов, начавши от Иерусалима и до концов Земли» (Лк. 24:47). Этого события верующие в Единого Бога люди ждали тысячи лет.

Как восприняли воскресение из мертвых ученики Иисуса, когда узнали? Для них это была полная неожиданность. Даже несмотря на все те предупреждения, намеки, которые говорил им при земной жизни Учитель. Когда Господь воскрес, не знали об этом великие ангелы, ни люди, а знал только Бог! Как поет Церковь: «Не знали мы, как родился Ты от Девы, не знаем мы, и как Ты воскрес из мертвых». Сам прелестник, диавол, не знал и не понимал, что произошло. А произошло великое событие – из гроба Христа открылось всем верующим прощение от Бога, проклявшего мир и людей, смерть, губившая людей в силу первородного проклятия, потеряла свою силу. В Пасхальную ночь на богослужении прислушаемся к словам проповеди святителя Иоанна Златоуста, которую ежегодно читают священники во всех храмах: «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!», — повторяет святой вслед за апостолом Павлом. Смерть – это грех, который перестал иметь великую силу над людьми. Нужно внимательно слушать эту древнюю проповедь, в конце которой святой Иоанн вспоминает слова пророка Исаии: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих».

Как понять эту фразу? Адам, который своим грехом разрушил прямую связь с Творцом, и все его потомки, даже несмотря на праведную и святую жизнь, не могли вернуться к Богу и находились во тьме. И вот, воскреснув из мертвых, Христос Своим духом спустился в ад, где находились все люди. Дьявол надеялся, что Он, как и все человечество согласно Божьему закону, тоже отправится во тьму. Но разве мог этот закон удержать самого Богочеловека? «Взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!», — говорит святой Иоанн о дьяволе. Христос осветил этот мрак светом Своего Божества, тем светом, который сиял на горе Фавор в день преображения. И на свет отозвались те, кто всю свою жизнь искал встречи с Богом. Да, в тот момент освобождены из ада были не все люди, а только всегда желавшие этого. Обратим внимание на икону праздника – Христос изображен стоящим на двух створках. Это символические ворота ада, которые теперь не в силах удержать истинных детей Божиих.

Не случайно ежегодно, в великую субботу, на месте гроба Христа в Иерусалиме, загорается удивительный огонь. Это знак христианам – великий огонь бессмертной жизни, свет Бога, который преобразит нас и освятит. Почему тела святых не гниют, они сохраняются? Свет, сила Бога, находится в них, и в ней вечная жизнь. И эту вечную жизнь Бог обещает дать тем, кто хочет. Он обещал, что праведники «разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3). Почему мученики первых веков и XX века так бесстрашно принимали пытки и сметь? Они знали, что Бог не оставит их, Его жизнь уже была в них. Сила Бога выше всех человеческих и материальных возможностей. К причастности этой силе нам нужно стремиться!

Этой ночью мы услышим известие о счастье, о том, что Бог помирился с людьми, что смерть побеждена. И душа у нас бессмертна, и вот это тело – тоже будет оживлено. Никому нельзя в этот день печалиться о своих грехах, потому что настало Царство Христа, великое царство святости и праведников, которое в полную силу откроется после конца существования нашей планеты. Абсурдно сомневаться в этом, ведь все имеет свой конец. Так Творец устроил наш мир, логический конец непременно должен быть. Но если для чего-то наступает завершение, то одновременно начинается и новое время.

Воскресение Христово для нас праздник вечной жизни. Если ее захотеть, то как получить? На самом деле, человеку, крещенному во имя Христово, просто необходимо не только прийти на пасхальное богослужение, но и стать его самым активным участником! Как это сделать: нужно принести покаяние Богу, предварительно (лучше утром в субботу или же в пятницу вечером, зависит от расписания прихода) договорившись об исповеди со священником; особо подготовиться молитвой (чтение Последования ко Святому Причащению) и постом. Господь ясно нам сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Ин. 6:53-54). Понять эти слова совсем не сложно: жизнь, о которой говорит Господь – это твердая воля, стремление к святости. Часто бывает, что о пьющих людях или наркотически зависимых говорят – в нем нет жизни. Под этим подразумевается, что фактически его жизнь окончена, он ничего не делает ни для себя, ни для общества, такой человек просто существует. Вот в этом и разница между жизнью и существованием. Жизнь телесная дает нам почувствовать себя причастным к обществу, быть нужным людям, а жизнь духовная помогает нам почувствовать то, что от нас закрыто – жизнь за пределами материального пространства, силу Бога. Существование же не имеет в себе цели, это бессмысленное времяпровождение и поддержание организма ради того, чтобы дотянуть до завтрашнего дня. Много ли среди нас тех, кто по-настоящему живет и телесной и духовной жизнью? Да, многие люди достаточно успешны, имеют хороший достаток, но при этом внутри себя они ощущают пустоту, ходят на разные психологические тренинги, пытаются что-то сделать… чтобы почувствовать жизнь внутри себя. Тем, кто приходит в храм и остается с Богом – это удается.

Главное – не оставаться равнодушными. Если ты пришел в эту радостную ночь в храм, значит, услышал голос Бога внутри себя. И если не отозвался на Его призыв, то после смерти получишь жизнь без Него. А жизнь без Бога это не жизнь, а существование. На самом деле цель жизни христиан не такая и сложная – стать сыновьями и дочерьми Бога. И возможно это только через причастность к Его жизни. Мы должны быть не просто начетчиками, которые выполняют правила, мы должны делать добро, видя Бога, имея Его силу для его осуществления и осознавая красоту той добродетели, которую Он вкладывает в нас. Добродетели – это не просто внешние законы, а свойство Божественной природы, которая вливается в нас и усиливает нас, преображая и освящая.

Невозможно приблизиться к Богу с жизнью по своим правилам. Есть хорошая народная поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Если мы не будем раскаиваться в грехах, делать добро, то Бог нас не примет. Почему нельзя играть в карты, напиваться, изменять супругу? Потому что это отделит нас от Бога. В христианстве нет ни одной заповеди, которая была бы отделена от жизни в Святой Троице. Почему нельзя драться? Потому что гнев отделит от жизни в Святой Троице. Без этого все заповеди становятся бессмысленным набором слов. Если мы будем всегда помнить, что главное – это жизнь в Отце, Сыне и Святом Духе, и наша цель в соединении с Ним, то непременно получим радость воскресения с Богом, которую возвещает каждый священник в пасхальную ночь: Христос Воскресе!

Никита Кияшко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *