Царская семья: особый путь к святости

17 июля наступает 100 лет с трагической смерти царской семьи святого страстотерпца Николая II. За что Церковь канонизировала эту семью и почему осуждает именование императора «искупителем»? В чем смысл их христианского подвига и его значения для нас, вот уже спустя 100 лет?

Не проливать невинной крови

Царская семья была официально канонизирована в 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви как «страстотерпцы». Это особый чин святости, который означает терпение страданий и мучений святыми по образу Христа, но не за Него. Царственные страстотерпцы пострадали не как мученики, а пострадали за заповеди Божии. Страдание за заповеди Божии – это то страдание, которое было у пророка Иоанна Крестителя. Иоанн проповедовал закон Божий настолько, что готов был пойти на смерть и пошел, лишь бы не отречься от закона Божия. Этот наиболее яркий путь, по которому на Руси пошли князья Борис и Глеб, готовые погибнуть лишь бы не развязать братоубийственную войну. К ним близок подвиг царя страстотерпца, который отрекся от власти, чтобы избежать гражданской войны и не проливать невинной крови.

Суть подвига царственных страстотерпцев заключается в том, что Николай II. находясь у власти, стремился управлять империей не по законам политической игры, а по законам Христа, он отвергал тот тезис, который сейчас все признают, что «политика – грязное дело». Он утверждал обратное, «политика – чистая вещь!». Правитель должен управлять страной, чтобы она шла ко Христу. И это не новость, вся история православной Церкви за последнее полторы тысячи лет, начиная с святого Константина Великого, была построена именно на этой идее: все люди должны служить Богу и не только лично, но и на работе и в обществе. Все люди объединены во Христе, чтобы исполняя заповеди, идти всем вместе к Богу. И земная власть должна не мешать этому делу, а наоборот всемирно способствовать, ограничивая нашествия зла. Этому служили все христианские правители, в том числе и Николай II.

Церковь не прославляла царя-политика

Россия начала XX века в духовном плане была гниющим государством, зараженной коммунизмом, безбожием, спиритическими учениями и масонством.

И в этом духовно зараженном обществе царь Николай II очень успешно пытался сдерживать зло, и через этот мрак, стоя на вершине власти, оставался хорошим христианином. У него были ошибки, но у каждого живущего на земле они есть. Мы часто думаем, что святой это какой-то недостижимый человек, который не ошибается, любое его дело святое и праведное. Нет. Чем отличается святой от грешника? Грешник падает и не встает, а праведник падает, встает и идет дальше.

Святые страстотерпцы отличались именно тем, что всячески старались укреплять Церковь. Чтобы не говорили клеветники о царе Николае II, его арест, заключение и душевные переживания того периода, оправдывают его. Церковь не прославляла царя-политика, потому что политика временная вещь, Она прославила царя-христианина, который достиг высот христианских добродетелей. Мы видели, что царь и его семья находясь в заключении отличались смирением и прощением всех. Умение прощать врагов, является величайшей добродетелью, при том, что царь был свержен с вершины власти, обладал чрезвычайным смирением. Он умел всецело полагаться на волю Божию, не унывал, умел молиться, сохранить любовь – это то, чему мы должны учиться у страстотерпцев. После своего ареста в 1917 году царь Николай II кардинально изменился, Церковь свидетельствует о происшедшей с ним масштабной духовной перемене, приведшей к расцвету высших христианских добродетелей: смирения, кротости, воздержания. Эти изменения коснулись не только него, но и всей семьи.

Для царских мучеников и для Церкви день смерти – это день славы, потому что день кончины человека, который умирает в Боге, это день его прославление, день вознесения его на Небеса. Эти ступени, которые прошел Государь со своей семьей вниз в Ипатьевский подвал, стали для них ступенями вверх – на Небо. Он, умирая, оживает и смывает своей кровью все свои грехи, воспаряя как птица к Небесам, показав тем самым нам, что дорога туда открыта для всех. Мы знаем, что мученическая кровь смывает все грехи, кроме грехов раскола и ереси.

Бог принимает людей по изволению сердца, а не по внешнему какому-то расположению или за успехи в политической жизни, и не за успехи в государственном строительстве, а принимает за то, что человек возлюбит Его всем сердцем, и старается свою жизнь пропитать этой Божественной любовью. Какие бы не были обстоятельства в обществе, человек всегда может подняться к вершинам. Большая часть князей до революции входила в масонские ложи, где они занимались спиритизмом, колдовством, чародейством, развратом, и другими мерзостями. Но были и те кто сохранил чистоту и веру Христову к этому числу относился и государь Николай II. И это нам пример, что никакое духовное состояние в обществе, никакая политическая обстановка, не может нас оправдать, если мы заповеди Божии не выполняем. Они выполнимы всегда и везде, поэтому ни какое дело человека само по себе не грязно, в том числе и политика, и властительство. И политика может не только не мешать, но и помогать делу сердечного, духовного восхождения человека.

Страдания и путь к славе у Бога

Еще один пример мы можем почерпнуть из жизни страстотерпцев, как относиться нам к страданиям? Многие люди стараются всякими силами от страданий отбиться. Это понятное и естественное желание любого человека. Но мудрый человек знает, что страданий ему не избежать, и он умеет их обращать ко своей пользе. Если мы видим, что взрывчатку некуда нельзя деть, то ее нужно переложить так, чтобы она взорвалась в нужном направление. И в результате, при умелом перекладывании взрывчатки, мы даже себе можем дорогу из тюрьмы проложить. Энергия направленного взрыва должна быть направленная нам на пользу. Также и страдания. Если они правильно ориентированы, восприняты, то они тогда способны давать величайшие блага. Само имя царственных мучеников – страстотерпцы, говорит о том, что они терпели страдания, и через это достигшие славы. Они терпели страдания и унижения, которые для них были гораздо тяжелее, потому что они имели большую честь.  И эту боль они смогли направить на укрепление сердца, на очищения его от всякой нечистоты, на любовь. А в таких случаях его обычно направляют на гнев, на злобу, на раздражения, саможаления.

Когда страдает христианин ради Христа, то ему намного легче страдать, чем когда он страдает не ради Христа. Как говорили отцы Церкви: «Если связывают мученика за Христа, то вместе с ним связывается и Христос, если бьют мученика, то боль на Себя берет Христос». Потому что Христос наше утверждение, наше сердце, дыхание, любовь, и источник всех благ.

В день смерти царственных страстотерпцев нужно учиться правильно использовать страдание, использовать себе на пользу, а не на вред. Нужно не ругать окружающих за страдание, а получать Божественные силы, чтобы молится кротко за врагов, — так писала страстотерпица княгиня Ольга.

по материалам проповеди священника Д. Сысоева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *