Святые отцы называли Великий Пост «духовной весной» в знак того, что наша душа, как и природа, возрождается и восстанавливается посредством своей духовной работы. Пост напоминает о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу, а затем к радостям «праздника праздник и торжества из торжеств» — Светлого Воскресения Христова. О мере подвига поста для мирян и пойдет сегодня разговор.
Первая заповедь – о посте
Первая заповедь, данная Богом человечеству, — о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения. Сотворив человека, Господь стал учить его любви. Для этого Он и дал Адаму и Еве маленькую, не трудную заповедь – не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя повеление, или желание Божие, люди могли проявить этим свою любовь к Нему. Поскольку Господь не хотел, чтобы человек делал что-либо по принуждению, Он дал ему свободную волю – чтобы свою любовь к Богу Адам и Ева проявляли добровольно. После грехопадения и изгнания из рая заповедь о посте как проявление нашей добровольной любви к Богу, стала еще нужнее. Мы должны поститься, исполняя ее.
Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример (1 Пет. 2:21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Постились и святые апостолы, как об этом говорится в книге Деяний Апостолов. «Поститься христианину необходимо для того, — пишет св. прав. Иоанн Кронштадский, — чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от Источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержеников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости».
Святая Четыредесятница
Дни Великого поста начинаются «Прощенным воскресеньем» — особой вечерней с чином прощения, когда мы у всех просим прощения и всех прощаем. Зачем этот чин? Чин прощения – символ нашего очищения от всех обид, раздоров перед вступлением на новую ниву нашей души – Великий пост. Пост делится на Четыредесятницу (сорок дней) и Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Таким образом, пост длится 7 недель (вернее 48 дней). Во все дни великого поста разрешается только растительная пища, но в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресенье (вход Господень в Иерусалим) можно есть рыбу. Накануне Вербного Воскресенья в Лазареву субботу – можно есть рыбную икру. Во все остальные ни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло и т.п. Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам, но на это следует предварительно испросить благословение своего духовника или приходского священника. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе – ничего не есть до середины дня – окончания службы выноса плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.
Многих такая строгость поста пугает, а потому они или вообще не постятся, или, ссылаясь на слабость здоровья и тяжелый труд, сводят пост до минимума. Другие же начинают строго следовать букве Церковного устава, но быстро надрывают свое здоровье: у кого-то осбостряется язвенная болезнь желудка, у кого-то повышается или падает артериальное давление, и они, по предписанию врачей и благословению священника, бывают вынуждены вообще прекратить свой пост.
Почему так происходит? Неужели Церковь накладывает на людей такие чрезмерные требования? Дело в том, что в период безбожия во многом было прервано Церковное Предание. Поколение, воспитанное на материализме, не знало о культуре поста. Почему-то нецерковные и даже церковные люди считают, что пост заключается в очень скудном питании одним хлебом, водой, сухариками. Но на самом деле это не так. Если мы будем поститься только ради себя, ради своего здоровья, то нам будет очень и очень трудно понести такой пост. В таком случае пост ни чем не отличается от диеты, которую назначает врач при болезни. Но если диету мы из-за болезни можем соблюдать, то пост с таким настроением соблюдать не получится. Поститься надо с мыслью и болью о своих ближних, с которыми мы часто не можем найти общий язык, с мыслью о несчастных и обездоленных людях, нуждающихся в нашей помощи и поддержке. Пост должен увеличивать в нас меру любви к Богу и к людям. Тогда он будет для нас приятным и спасительным.
Каждый, приступающий к подвигу поста, должен помнить слова преподобного аввы Дорофея: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника…».
Н.Кияшко