5 февраля Православная Церковь совершает память Собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской – святых, погибших за Христа в XX веке. Их смерть соединяет нас с мучениками первых веков, буквально на крови которых выросла Церковь. Но почему же их так особенно необходимо почитать современным христианам? Об этом пойдет речь в настоящей статье.
«Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение», — писал в послании к жителям Филипп апостол Павел (Филп.1:21). Эти удивительно точные слова отчетливо выражают позицию всех христиан по отношению к смерти – отсутствие страха, готовность умереть ради Иисуса Христа. Более того, святой Павел называет смерть (казалось бы, всем так не хочется умирать, покидать этот мир) определенным богатством. Интересно, что же такого удивительного в смерти за Христа? Это хотя бы в некоторой форме подражание Его искупительному страданию за человечество. Еще во время своей земной жизни Господь предупреждал апостолов не задумываться, что следует отвечать в те дни, когда их будут судить и обвинять за веру, «ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:12). И это совершенно справедливо, ведь если человек готов испытать все, но не отречься от своей веры в Творца, то он законно имеет право получить от Бога помощь. Спаситель устанавливает четкую награду тем, кто сможет умереть при необходимости за Него, обещая: «всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:12).
Милосердие Бога безгранично особенно к тем, кто твердо поверил Ему и решил получить небесную награду. В этом плане в чем-то мы коммерсанты, наша задача – заработать обещанную от Бога награду, очень реальную. Известно множество примеров христиан, которые еще при жизни в некоторой степени ее получили и достигли возможного в физическом мире прямого общения с Богом лицом к лицу.
Итак, почему нам особенно необходимо почитать и прославлять Новомучеников? Во-первых, они жили совсем недавно, многие из нас некоторых из них даже еще застали и видели, посудите сами, каково это жить одновременно со святыми? Во-вторых, они сталкивались с такими же проблемами, условиями жизни, находились в таком же обществе, на них клеветали, доносили ложные факты. Наши проблемы – близки им, многие по опыту их знали. В-третьих, мученики, священномученики, исповедники – род прославленных Богом людей, которые имеют особую силу ходатайствовать перед Творцом и просить Его о помощи обращающимся к ним людям. Как же нам можно не почитать даже наших кубанских новомучеников, которые жили в наших станицах?
Почитая своих родных кубанских новомучеников, обращаясь к ним в молитве, мы воздаем им честь, и, безусловно, они не пренебрегут нами и помолятся перед Богом. Чем связана земная и небесная Церковь? Молитвой. Мы обращаемся с просьбами к святым, они – к Богу. В силу чистоты их души, освещенной силой Божией, их молитва крепче и усердней. И для них молитва это сила жизни, способ совершенствования. Души святых не остаются даже после перехода в духовный мир статичными, они тоже развиваются, потому что в самой природе души заложено постоянное развитие. И их развитие происходит в любви и молитве. В каждой православной семье должна быть икона Новомучеников, к ним стоит ежедневно обращаться в молитве, читать тропарь Собору.
Еще одна наша задача – стремиться к подражанию их жизни, а через них – Самому Христу, образ Которого они явили в мире. Для этого нужно понять в чем заключается смысл христианской жизни, исполнения заповедей. Нарушение каждой заповеди приводит в первую очередь не к нравственной погибели или общественному порицанию, а потере контакта с Богом. Многие могут почувствовать, как после совершения греха ослабевает молитва, становится тяжело приступать к ней.
Почему нельзя пьянствовать? Потому что пьянство отделит человека от жизни Святой Троицы. Почему нельзя драться? Потому что гнев отделит от жизни в Святой Троице. Без этого все заповеди становятся бессмысленным набором слов. Если будем всегда помнить, что главное – это жизнь в Отце, Сыне и Святом Духе, и наша цель в соединении с Ним. Именно для этого мы были задуманы Богом-Отцом, еще до сотворения мира, сотворены Сыном, и приводимы в совершенство Святым Духом. Если мы этого не поймем, то мы останемся во тьме внешней – это тьма вне Святой Троицы. И человек, который не захотел подключиться к жизни Троицы, к чему он предназначен и настроен фактом творения, сгинет во тьме. Эта тьма для кого-то наступит в духовной жизни, а для кого-то уже в земной. Начнутся бытовые проблемы, депрессия, уныние, усилятся плохие страсти, привычки.
Как понять «присоединиться к жизни Троицы»? Жить с Богом одной жизнью, насколько это позволяет наше физическое состояние. Для этого нужно правильно исповедовать Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа как этому учит Церковь в Никейском Символе веры, регулярно (не менее раза в месяц) достойно приступать к Святому Причастию. Почему Церковь так жестко требует этой веры (например, перед крещением и причастием)? Потому что суть христианства именно в вовлечении в эту внутреннюю жизнь. Если мы не знаем Бога, или неправильно знаем Его, или не участвуем в этой жизни своим умом, то мы не будем участвовать и в дальнейшем, другими частями нашего существа. Потому что высшая часть человека – это ум, который, в первую очередь, должен быть вовлечен в эту божественную жизнь, затем вовлекаются сердце, воля, чувства, тело.
Если большинство людей попросить подробно рассказать о Христе, о Святой Троице, о Духе Святом, то выясняется, что они ничего не знают. А потом удивляются отсутствию у них добрых дел и сложностям в выполнении заповедей. Результат этого в том, что большинство сводят христианство к внешней нравственности, или ставя себе цель – заработать спасение и быть этим довольным. Нет! Наша цель – забыть о себе и прославлять Святую Троицу! Подражая жизни новых мучеников России, не отказавшимися ни под какими пытками от веры, мы подражаем образу Иисуса Христа. И при усердном стремлении, ежедневной молитве, по ходатайству новых мучеников Единый Бог Творец поможет нам достичь присоединиться к Его жизни, которой никогда не будет конца!
Никита КИЯШКО