Зачем часто причащаться?

Некоторые православные недоумевают – зачем причащаться очень часто? Ведь, по их мнению, достаточно причащения в начале и в конце четырех постов. Но это утверждение неверно и в корне противоречит Священному Преданию и учению Церкви о Причащении.

Как я могу причащаться чаще, чем в посты, если мне нужно длительное время, чтобы подготовиться? – спрашивают часто православные. В решении этого вопроса нужно подходить осмотрительно и осторожно. Конечно, определенная подготовка к таинству просто необходима, но нужно ли ее растягивать на несколько месяцев и целесообразно ли это? Давайте вместе задумаемся над этим и посмотрим какие ответы дают Священное писание и предание святых отцов. В Евангелии от Иоанна 6:51 Господь, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Это значит, что Причащение для верующих – необходимая составная часть духовной жизни. Но поскольку эта жизнь не должна угашаться и прерываться (как говорит Апостол, духа не угашайте 1 Фес. 5:19), а должна быть постоянной, то, следовательно, для ее поддержания (также как пища – для тела) необходимо постоянное Причащение. Любопытно, что Господь не сказал в форме совета, а конкретного повеления: Истинно, истинно, говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни Ин. 6:53. Точно также однозначно Господь сказал и о крещении: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Невозможно без Крещения никому жить духовной жизнью, так же невозможно и без Причащения. Только разница в том, что Крещение совершается раз в жизни, а Причащение совершается постоянно и ежедневно. В повелении, данном ученикам, Господь непременно утвердил принятие Тела и Крови (Мф. 26:26-28) и добавил: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь передает ученикам это таинство, чтобы оно совершалось не один или два раза, но ежедневно. Именно поэтому в тех храмах, где есть возможность, Литургия совершается ежедневно.

Эти слова ясно представляют два необходимых момента: один состоит в обязательном повелении, а второй – в длительности, на которую указывает слово «творите». Оно означает, что повелевается не просто причащаться, но непрестанно. Уже сами апостолы старались при любом удобном случае совершать Таинство и молитву. В книге Деяний апостолов есть рассказ о крещении 3 тысяч людей, уверовавших во Христа, которые крестились и были с апостолами, чтобы слышать их учение, молиться с ними и причащаться Тайн – они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:24). Вот это преломление хлеба и есть таинство Евхаристии. Со временем, когда начал вырабатываться чин богослужения, не крещенные приходили только к первой части богослужения, а затем диакон призывал их выйти, а оставшиеся верные принимали участие в Евхаристии. Этим выражалась общая мысль Церкви о духовном единении между верными (уже принявшими крещение) и то, что каждый верный имеет право участвовать при всех молитвах и при святой Евхаристии. Но со временем некоторые верные, охладевая к вере, прослушав только чтение Священного Писания, выходили из храмов. Ради этого помимо призыва к некрещенным выйти был установлен призыв к верным остаться (сегодня за богослужением можно слышать «Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся»). Но это не помогало, и на соборе 51 г. в Иерусалиме апостолы установили особое правило: «Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» (9 Правило святых апостолов).

Многие святые отцы понимали это правило не только в необходимости верным оставаться до конца, но и обязательно причащаться св. Таин. В связи с этим святитель Иоанн Златоуст говорил, что те, которые приходят на Литургию и не причащаются, недостойны и самого входа в храм. «Напрасно совершается ежедневно Литургия, напрасно мы стоим в алтаре – никто не подходит причаститься…Но ты говорил: «Я недостоин». Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие [Святые Дары], но и на эти песнопения», — писал он.

Таким образом, и на основании Священного Писания и Предания Церкви видно, что каждый верующий православный христианин обязан приступать к Причащению как можно чаще (не говорим за каждой литургией, но не менее раза в месяц, а возможно и чаще – по согласованию со своим священником). Отрадно видеть, когда во многих московских храмах почти все верующие, молящиеся за Литургей, за исключением лишь единиц, подходят ко Причастию. И как жалко, что от Святых Таин остаются далекими десятки стоящих в Кубанских храмах!

Никита Кияшко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *