Протоиерей Кирилл Коршунов: «Неправильно веровать — неправильно жить»

x_ff0e2e24В наше время активно обсуждается вопрос количества религий, которых с каждым годом становится все больше. Как православному христианину не поддаться на уловки разных «проповедников» и остаться в лоне Церкви? На эту тему мы беседуем с настоятелем храма святого Николая Чудотворца поселка Ильского, кандидадом богословия, иереем Кириллом Коршуновым.Отец Кирилл, сейчас в России действует много религиозных объединений, в том числе и именующих себя христианскими организациями и церквями. Скажите, как Православная Церковь смотрит на такой широкий религиозный плюрализм внутри христианства?

Прежде всего, хотелось бы сказать, что не всегда то, что проповедуется приверженцами различных культов, именующих себя «христианскими», является подлинным христианством. Наверное, стоит сначала определиться с терминологией, прежде чем давать оценку этим многочисленным движениям и доктринам.

Клайв Льюис Стейплз как-то в своей книге «Просто христианство» привел один очень яркий пример, который мог бы отчетливо проиллюстрировать нам ситуацию с путаницей, возникающей, когда несколько человек берутся говорить о Христианстве, но каждый из них под Христианством понимает нечто свое. Писатель это хорошо проиллюстрировал на примере понятия «джентльмен». Кого именуют джентльменом? Вы скажете – конечно же, человека, чьи поступки могут вызвать восхищение окружающих! Честного, добропорядочного, пунктуального, вежливого, умеющего галантно обходится с дамой, держащего слово и т. д. Однако, если следовать исторической правде и первоначальному смыслу, который вкладывали старые добрые англичане в понятие «джентльмена», то под последним нам придется подразумевать человека, имеющего собственный родовой герб и земельный удел. Притом безотносительно к его образу жизни, манере поведения и личным характеристикам…

Та же ситуация возникла с терминами «Христианство» и «христианин». Кого мы можем относить к последним? Католиков, протестантов, баптистов, свидетелей Иеговы, православных? Или может быть только кого-нибудь из них? А может всех, кто, так или иначе, берется проповедовать об Иисусе Христе?.. Человеку неискушенному в Священном Писании христиан, не ведущему разницы между древним апостольским христианством и учением, возникшим позднее (может быть даже черпающим нечто из сокровищницы Древней Церкви), очень и очень не просто разобраться во всем этом спектре явлений, именующих себя «христианскими Церквями».

Поэтому, если мы хотим не скользить по поверхности, а проникнуть вглубь, в саму суть того, что именуют Христианством, нам придется вернуться к учению Апостолов и их современников- учеников, которые первые стали именовать себя христианами.

— И какие признаки этой древней подлинной христианской веры Вы бы могли назвать?

Достаточно заглянуть в Символ Веры – текст-исповедание, который неизменно хранит Церковь от предания веков Апостольских до сего дня. Этот Символ читают крестные родители или же сам крещающийся во время совершения Таинства Крещения в Православной Церкви.

Главные пункты вероучения Апостольского, согласно Символу Веры: во-первых, вера в Триединого Бога (Отца, Сына и Духа Святаго), во-вторых – вера в Иисуса Христа, как Богочеловека, Который совершил Искупительный подвиг «нас ради человек и нашего ради спасения», и, в-третьих – вера в то, что мы не спасаемся поодиночке. Христос основал Церковь и сказал, что врата ада не одолеют ее. Итак, последний отличительный признак древнего Апостольского христианства – вера в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Конечно, есть еще много вероучительных и обрядовых частностей, которые разнят православных с инаковерующими, но если мы хотим найти некий, так сказать, богословский минимум – нам никак не обойти Апостольский Символ Веры. Он – верный признак христианства того, кто его произносит и исповедует.

— Наверное, поэтому Древняя Церковь так радела о чистоте своего вероучения?

Совершенно верно. Если человек заблудился в лесу, то помочь ему можно только указав верный путь, идя которым он, наконец, выйдет к человеческому жилищу. В противном случае, страдалец может быть обречен бесконечно блуждать в лесу от одного дерева к другому…

Церковь, созывая свои Вселенские Соборы, борясь с ересями, время от времени возникавшими в ее недрах, таким образом, сохраняла спасительные указатели к Царствию Небесному, содержащиеся в ее Символе Веры. Сохраняла его от повреждения и порчи.

Оказывается, то во что верит человек, имеет прямое отношение к его образу жизни, к ее цели и итогу. Вероучительная теория (богословие) и практика (образ жизни) христианства неразрывны. Это хорошо понимали его древние Отцы. Если будешь неправильно веровать – мало по малу начнешь неправильно жить… Поэтому в истории тех, кто подлинно именует себя учениками Иисуса, Вы найдете множество трудных страниц, когда Веру нужно было сохранить и передать, может быть, ценой собственной жизни…

— Что бы Вы посоветовали нашим верующим, желающим поближе узнать, чем же является подлинное Христианство?

Прежде всего – нелицемерного поиска и трезвости мысли. Все сравнивать и не позволять себе увлекаться внешней стороной того или иного исповедания. Проповедник может улыбаться. На нем может быть чистый и опрятный костюм с галстуком, а в руках – убедительная Библия. Он даже может пригласить Вас пойти вместе на собрание по изучению Священного Писания. Но если в его устах прозвучит нечто иное, чем то, что звучало в устах Апостолов Иисуса и их учеников – будь он даже ангел – лучше милейшим образом с ним попрощаться…

Беседовал Никита Кияшко.

(газета «ЗОРИ» от 28 июля 2011 года)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *