Крещение: почему и зачем Бог открыл Себя людям?


Этот праздник, знакомый всем как день Крещения Господня, в Православной Церкви носит и другое название – Богоявление. Согласно Евангелию, в момент, когда Иисус Христос, выходил из воды, явились Отец и Святой Дух – Единая и единосущная Троица. За всю историю человечества Бог впервые явился в Трех Лицах (Отца, Сына и Святого Духа), поэтому праздник и называется Богоявлением.

В 1990-х годах, когда массово открывали храмы, народ повернулся в сторону Церкви, в дни праздников множество молящихся приходило на богослужение. Но так было только в праздники – в обычное воскресенье Бог был никому не нужен. Такое положение сохранилось и до сего дня. Особенным почитанием среди людей пользуется день Крещения, когда после Литургии совершается освящение воды. Некоторые, не утруждая себя молитвой, так и приходят в храмы исключительно к совершению освящения. Грустно это видеть. Может, все происходит от того, что никому нет дела до этого праздника, Бога, и важней всего заполучить освященную водичку? Хочется верить, что это не так, но убеждаешься в обратном.

Если все-таки попытаться поговорить о Боге и празднике Крещения, то не пересказывать же каждый раз новость, которой 2000 лет! В самом деле, в чем новость? Она заключается в том, что Бог стал Человеком и открыл миру тайну Троичности. Но в чем причина явления Бога в мире людей? И какова цель? Вот два главных вопроса.

Говоря о явлении Бога в мире людей, невозможно обойтись без рассказа о грехопадении. Да, об Адаме и Еве, нарушении правила Бога, изгнании из Эдемского сада… Этот рассказ не о том, как первые люди съели запрещенный Богом плод и на них обрушилась кара небесная. Нет. Эта история о вселенской катастрофе, разрушившей отношения Творца с человеком. Грехопадение фундаментально изменило человека. Венец творения, созданный Богом для пребывания в общении с Ним, человек отверг предложенную ему жизнь в Эдемском саду, променяв ее на призрачное обещание «быть как боги».

Странно было бы думать, что после грехопадения случилось бы чудо, которое обещал дьявол Адаму. Наоборот, непослушание исковеркало сотворенную Богом по Своему образу и подобию человеческую природу: тело, душу и ум. И вот уже Адам с женой прячутся от Создателя… за деревьями! Так нашкодившие дети забираются под кровать, наивно полагая, что родители не догадаются, где они. Но Бог как милостивый Отец дает Адаму еще один шанс, спрашивая его сначала, где он, и потом, не ел ли он от плодов дерева, с которого вкушать не следовало? Конечно, Бог задает этот вопрос не потому, что не знает, что было на самом деле, а предоставляя Адаму возможность сознаться. Но что слышит Бог в ответ? «Жена, которую Ты мне дал, она ела и меня соблазнила», — отвечает Адам. Вместо раскаяния он пытается обвинить жену, а потом и Бога, Который дал ее…

Осознание своего грехопадения жгло, как огнем, душу Адама, люди ушли из рая. Но тоска по жизни с Богом, раю, остается навсегда. Человек отчаянно стремится восстановить эту утраченную связь с Богом, но, увы, сам этого сделать не может. Ведь в реальности каждому из нас далеко до барона Мюнхгаузена — никак не получается вытащить самих себя за волосы из болота. Человек мучается, как слепой котенок пытается нащупать путь к Богу, но вместо Него, в итоге, изображает себе то идола, то золотого тельца, то кого-то другого и поклоняется ему.

Чтобы человек смог подняться с колен, освободиться от зависимости греха и свободно предстать перед Богом, Творцу пришлось Самому прийти к творению на землю и исцелить природу человека. Чтобы человек смог зайти на небо, небо сначала должно опуститься на землю. Потому что сам он неспособен вернуть то, что когда-то потерял. Это ответ на первый вопрос: почему в мир приходит Бог.

Теперь становится ясно, для чего Бог спускается на землю и становится Человеком. Это действие – проявление бесконечной любви Бога к Своему творению, человеку, которого Он не оставляет даже после того, как человек сам отказался от Творца. Воплотившись от единственной чистой на земле Женщины, Марии, дочери Иоакима и Анны, Бог в положенный по законам людей срок приходит на Иордан креститься у известного учителя Иоанна. Проповедь о великом Посреднике, Иисусе, и Его крещение – были главной целью жизни Иоанна. Заметьте, после выхода Христа на проповедь Иоанн живет не долго – через некоторое время он обличает Ирода за бесчестное сожительство и тот его убивает. Не удивительно ли? Все, Иоанн исполнил древнее пророчество и увидел явление Бога на земле – больше в этой жизни ему ничего не нужно было. Поэтому Бог забрал его в вечную жизнь с Собой.

Почему этот праздник так особенно почитается в Церкви и считается одним из особых? Впервые за всю историю на земле явились одновременно Три Лица Святой Троицы: Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился в священных водах Иордана от пророка и предтечи Иоанна, и Дух сходил на Сына в виде голубя. Миру была открыта великая тайна, истинное Богопочитание, которого никто не знал ранее. Как сказал святитель Николай Сербский: «Раньше люди знали, что Бог един, но они были весьма далеко от Него, поэтому они видели лишь некий далекий пламень жизненной силы, но теперь мы поставлены Боговоплощением Иисуса Христа очень близко к пылающему очагу Бога». И теперь мы видим, что Бог – это три Света, которые соединены воедино.

Зачем Богу нужно было скрывать Себя от людей так долго? Потому что еврейский народ, приученный законом Моисея и религиозными правилами к почитанию Единого Бога, не смог бы понять Троичность, превратив почитание Трех Лиц в поклонение трем богам, т.е. в идолопоклонство. Поэтому только воплотившись, Бог открывает человечеству Триединство, после выхода Христа на проповедь это будет происходить несколько раз.

Этот праздник раскрывает глубинный догматический смысл учения о Боге Троице, повествуя о Его Трех Лицах. Каждый человек, считающий себя православным христианином, должен твердо знать в кого он верит – не в абстрактного Бога-дедушку на небесах, а в Бога-Троицу, Создателя всего видимого и невидимого мира, Творца в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Внутри Святой Троицы нет никакой иерархии, Лица не подчинены друг другу, но наоборот, находятся в теснейшем единстве. Бог – это Личность, каждое Лицо является Личностью.

Справедливым будет вопрос: как это три Личности остаются единым целым? Бог, в силу ограниченности меры интеллектуального познания людей, открыл лишь в доступной маленькой форме ответ на этот вопрос. Все Три Лица (по греч. Ипостаси) взаимосвязаны друг с другом и находятся в общении любви: источником Божества является Отец, Который абсолютно благ, в Нем нет места никакой тьме. Бог и есть добро, и есть благо. Мы верим, что Бог имеет собственное Слово. Он от вечности носит и порождает отпечаток своей сущности – Сына, который сияет от Него, как Свет от Света, Жизнь от Жизни. Слово равно тому Великому Уму, которое Его породило. Слово обладает самостоятельным существованием, Оно Живое и является точным выражением Бога-Отца, Его Премудростью. Это Слово – не бездушно, Оно имеет внутреннюю жизнь, исходящее от первоначального Великого Ума – Бога-Отца. Эта Жизнь, которая также существует самостоятельно, это самостоятельное Божественное дыхание называется Святым Духом. Бог вне времени, но внутри Него существует некое вневременное движение. Бог-Отец в вечности рождает Сына и Святого Духа, но и Сын, и Дух обращены снова к Отцу. Сын извечности пребывает у Бога и к Богу устремлен, вечно двигается к Богу, возвращается к Богу в любви Святого Духа. У богословов Церкви часто встречается образ огня как некая аналогия Троичности Божества. Огонь дает одновременно свет и тепло, которые между собой разные, но в то же время имеют один источник. Епископ Иларий Пиктавийский, рассуждая об этом образе, замечал, что земное не может в полной мере отразить божественное. Как бы мы не старались подобрать пример, в точности не удастся объяснить образ Святой Троицы.

Очень важно знать учение о Троице и правильно понимать его. Почему перед крещением Церковь так жестко требует от человека веры в Троицу? Потому что, если мы неправильно знаем Бога, неправильно верим, то и не будем вовлечены в Его жизнь. Высшая задача человека – открыться навстречу Богу, когда Его жизнь станет нашей жизнью, Его мысли – нашими, Его воля – нашей волей. Апостол Павел в I веке нашей эры говорил: «К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34), а люди у нас этого не стыдятся, хотя это позор — не знать Бога. Каждому из нас жизненно необходимо точно знать все откровения Бога, правильно Его исповедовать. Все это выражено в Символе веры (Верую, во Единого Бога Отца…), который каждый христианин должен знать наизусть. Каждое непонятное слово, фразу обязательно стоит уточнить у священника, чтобы правильно прославлять Святую Троицу. Насколько ужасно поступают те, кто приходит принять крещение и приносит на крещение своих детей, пропуская мимо все слова священника о Боге, гнушаясь своими обязанностями крестных. А ведь каждый из них даст после смерти ответ Богу что он сделал ради воспитания своего крестника христианином!

Сегодня каждому доступны знания о Боге Троице: множество литературы, православные СМИ, интернет-издания. Другое дело – нужно ли это человеку? В день Крещения Бог открыл тайну Своего внутреннего существования людям, чтобы мы могли приблизиться к Нему, вступая в Его жизнь. В этом и есть основной смысл Богоявления. Вот что мы празднуем в Крещенские дни, свидетельствуя за богослужением единым сердцем и едиными устами, все как один, в Символе веры о Всемогущей Троице и вступая через сопричастность через Евхаристию (Причастие) в вечную жизнь Бога.

Никита Кияшко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *