Красная Пасха священномученика Иоанна Пригоровского

Дмитрий Шмарин, «Гражданская война. Расказачивание. 1919»

Страстная неделя 1918-го стала последней в жизни священномученика Иоанна Пригоровского, настоятеля Ильинского храма станицы Незамаевской Павловского района. Ведомый весь земной путь десницей Господней отец Иоанн, подобно мученикам Древней Церкви, удостоился пострадать за имя Христово накануне  богослужения Светлой Пасхи, представ перед престолом Воскресшего Христа 4 мая, ровно сто лет назад. 

Жизнь священномученика Христова священника станицы Незамаевской (современный Павловский район) Иоанна Емельяновича Пригоровского с первого взгляда может показаться достаточно типичной для духовенства того времени, но это далеко не так. Всматриваясь в скупые строчки исторических документов, становится ясно, как Всещедрый Бог вел Своего избранника через весь земной путь к Голгофе Великой Субботы.

Родился отец Иоанн 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии Емельяна Пригоровского и воспитывался в благочестивой атмосфере. Как повелось в то время, дети священно- и церковнослужителей получали начальное образование от своих родителей дома. Достигнув положенного возраста, Иоанн сразу же поступил в Черниговскую духовную семинарию. Годы обучения в духовной школе для него стали одними из самых драгоценных в жизни: изучая богословие и церковные науки, наследие святых отцов, он тем временем с каждым днем укреплялся в своем желании служить Господу и набирался опыта духовной жизни.

Завершив обучение, молодой выпускник семинарии Иоанн Емельянович Пригоровский переехал в Ставропольскую епархию, где в 1897 году получил должность псаломщика в храме села Мостового Кубанской области. Через некоторое время он был рукоположен в сан диакона, а затем священника и служил в храмах хутора Кугоейского и села Винодельного.

Обладая неиссякаемой энергией, священномученик Иоанн ревностно трудился на ниве Господней.

Находясь в селе Винодельном с 1903 по 1908 годы, он не только успевал преподавать Закон Божий в двух государственных и церковно-приходской школах, но и занимал должности представителя духовенства благочиния на епархиальных и окружных съездах и окружного миссионера. Несмотря на большой круг обязанностей, типичных для священника того времени, он относился к их исполнению старательно и при этом уделял внимание каждому прихожанину.

На протяжении всей своей жизни священномученик Иоанн использовал любую возможность для расширения пастырской деятельности и особенно радел о возвращении к Христу душ отпавших от Церкви. Получив назначение в 1916 году в станицу Незамаевскую Кубанской области, он, укрепляемый Творцом всяческих, не только не прекратил, но постарался максимально развить миссионерскую работу среди проживавших там баптистов. К этому времени население станицы превышало более 13 тысяч человек.

В своих проповедях священномученик Христов, призывая молящихся к покаянию, непрестанно напоминал о тех великих богатствах и вечном блаженстве, которые ждут верных чад Небесного Отца. К каждому прихожанину он был внимателен и глубоко переживал моменты скорби и радости приходивших к нему за пастырским советом или другой помощью.

Много усилий отец Иоанн прикладывал к умиротворению все сильней и сильней разгоравшегося конфликта между казачьим населением станицы и иногородними (приезжими крестьянами). Призывая к миру, он всегда настаивал на сохранении друг к другу любви в духе Христовом, о котором Господь говорил ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Революционный переворот, который навсегда отдалил династию Романовых от управления Россией, глухо отзывался и в отдаленной от Петрограда кубанской станице. С началом Гражданской войны в конце 1917 года междоусобные распри между казаками и иногородними достигли своего пика. В центре их был земельный вопрос — подавляющее большинство земли по старому законодательству принадлежало именно казакам, которые противились ее разделу с иногородними. Дело доходило до вооруженного противостояния, которым своевременно воспользовались большевики. Обещая иногородним казачью землю, они привлекали к себе сторонников.

Именно с помощью иногородних в апреле 1918 года отрядами революционной армии большевиков была захвачена станица Незамаевская и установлена новая советская власть. 21 апреля (4 мая по новому стилю), вечером Великой Субботы перед началом чтения Деяний святых апостолов в Ильинский храм ворвалась большая толпа разгневанных большевиков. Не обращая внимания на собравшихся в храме богомольцев, они дерзко вторглись в святой алтарь, из которого с бранью насильно вытолкали священномученика Иоанна. В тот момент он готовился к пасхальному богослужению, пребывая в молитве.

Безбожники, объятые духом отца своего диавола (Ин. 8:44), выволокли святого мученика на храмовую площадь, где с ужаснейшей бранью и издевательствами стали избивать сапогами и прикладами винтовок. Во время мучений отец Иоанн молился о прощении греха большевикам.

Опьяненные безумной жаждой крови мучители не насытились избиением священника: сначала ему выкололи глаза, затем отрезали уши и нос.

Укрепляемый силой Христовой, священномученик Иоанн, испытывавший безумную боль, претерпевал все страдания, пребывая в молитве.

В завершение издевательств священнику раздробили голову и запретили верующим подходить к телу пастыря.

Так, священномученик Иоанн встретил свою «красную» Пасху, разрешившись 4 мая 1918 года от земной жизни. Не искавший на земном пути почестей и наград, он получил от Христа Жизнодавца самую высокую награду — честь страданий и мученической кончины.

Решением Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года священномученик Иоанн Пригоровский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Н.В. Кияшко

Источник: сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *